Ценовые способы осуществления государственных и муниципальных заказов

Наверное, каждый из нас слышал словосочетания государственный заказ и муниципальный заказ. Но не все знают, что это такое. В настоящий момент государственный и муниципальный заказ регулируется 44 Федеральным законом в редакции от 21.07.2014, регламентирующим способы проведения закупочных процедур. И на сегодняшний день существуют два вида размещение государственного и муниципального заказа. Давайте рассмотрим две категории способов осуществления закупок.

  1. Зависящие от цены. Наиболее простая форма осуществления заказа это закупка у единственного источника, те товары, работы, услуги которые невозможно закупать посредством тендера (то есть при проведении конкурсного отбора поставщиков государственного заказа). Данные закупки подпадают под действие 93 ст. 44 Федерального закона, ограничениями данного вида закупки является максимальная цена в 100 тысяч рублей и запрет на закупку одноименных товаров, работ, услуг более одного раза в квартал. В основном, в форме закупки у единственного поставщика, заключается контракт между заказчиком и естественными монополиями. Самым распространенным способом размещения государственного и муниципального заказа является запрос котировок. Запрос котировочных цен - не тендерная/торговая процедура, имеющая свои особенности закупки, победителем признается компания, предложившая минимальную цену. Как и с закупкой у единственного поставщика существуют ограничения поквартального одноименного заказа, и определенный ценовой максимум закупки не превышающий 500 тысяч рублей. Если заказ превышает сумму в 500 тысяч, то закупки следует проводить в форме конкурса или электронного аукциона. Такой способ размещения государственного и муниципального заказа на сегодняшний день – это самая оптимальная и самая распространенная.
  2. Не зависящие от цены. В данную категорию закупок попадают аукционы, проводимые в электронной форме, конкурсы, запрос предложений, двухэтапный конкурс. Эти способы закупок являются тендерными, могут проводиться как в открытой, так и закрытой форме.

В форме открытого (закрытого) конкурса осуществляется закупка, в ходе проведения которой выявляется победитель, предложивший наилучшие условия осуществления заказа. Как правило наилучшие условия – это когда поставщик предлагает качественный товар по невысоким ценам. Конкурс может быть многолотовым, в роли заказчика данной процедуры может выступать вышестоящая организация, проводящая закупку в однотипных потребностях своих подведомственных организаций, для каждой из которых формируется лот. После публикации конкурса осуществляется прием заявок, рассмотрение и определение победителя тендерной комиссией. Такая форма размещение государственного и муниципального заказа – наиболее честная и открытая. Так как участие в тендере может принять любая желающая организация. А это, в свою очередь, поможет снизить до минимума проявления коррупции, которые, к сожалению, достаточно часто фиксируются в сфере проведения закупок на государственном уровне.

Государственный и муниципальный заказ: аукцион

Аукцион в электронной форме проводится на аккредитованной площадке. Победителем, который выявляется в ходе проведения аукциона, становится предложивший наименьшую среди всех остальных аукционистов цену. Для участия в электронном аукционе поставщику необходимо зарегистрироваться и аккредитоваться на площадке. В 236 постановлении правительства Российской федерации перечислены те товары, работы, услуги, на осуществление закупки, которых следует проводить способом электронного аукциона, все, что не подпадает в данный перечень, должно проводиться в форме конкурса.

При использовании конкурса или аукциона, возможно, запросить 30-и процентный объем суммы заказа за обеспечение исполнения государственного и муниципального контракта. На данный момент аукцион в электронной форме является самой эффективной и прозрачной закупочной процедурой, так как участники могут неоднократно снижать начальную цену закупки, а определяющим фактором выявления победителя является цена. При этом, благодаря тому, что на сайте фиксируются все изменения, можно отслеживать всем желающим происходящие изменения. А это дает возможность избежать многих недоразумений и ошибок. Ведь госзакупки – это серьезное дело и любая ошибка может привести к тому, что компания попадет в реестр недобросовестных поставщиков.