На что и на кого нацелена федеральная контрактная система

Федеральная контрактная система (ФКС) - это новый разрабатываемый законопроект, регламентирующий сделки по купле-продаже в сфере государственного заказа, идущий на смену действующему Федеральному закону № 94. Разработкой законопроекта занимаются две государственные структуры, это Федеральная антимонопольная служба и Министерство экономического развития Российской Федерации.

Явная необходимость создания Федеральной контрактной системы возникла с увеличением востребованности применения такой формы размещения как аукцион в электронной форме, где главным фактором определения поставщика является минимальное ценовое предложение, а не условия исполнения контракта. Именно электронный аукцион и наличие государственных тендеров – это залог того, что закупки на государственном уровне будут честными, чистыми и открытыми. И Контрактная система госзакупок – это один из способов оптимизации процесса государственных закупок.

Основной идей Федеральной контрактной системы является создание информационной среды, позволяющей рассматривать все этапы удовлетворения потребностей государственных заказчиков, начиная с планирования и заканчивая реализацией контракта. Основными задачами, решаемыми системой являются непомерное завышение начальной (максимальной) цены контракта и указание невыполнимых условий исполнения контракта.Федеральная контрактная система госзакупок доступна всем желающим принять участие в государственных закупках. Побеждает та организация, которая предложит наиболее выгодные условия контракта для закупщиков государственного уровня. Такая система позволит избежать коррупции в сфере госзакупок, потому что контрактная система госзакупок – это равные условия для любой организации, не зависимо от ее размера и местоположения.

Нововведениями при размещении заказа, ранее не применяемыми в ФЗ №94, будут следующие этапы и ключевые моменты:

  • Разработка и создание библиотеки типовых форм контрактов необходимые для организации равных конкурентных условий.
  • Учет результатов реализации исполненных контрактов, обосновывающий целенаправленность расходования бюджетных средств и обеспечивающий определение расценок начальной цены аналогичных объявляемых заказов.
  • Обеспечение сквозного мониторинга всех этапов размещения государственного заказа и потребности использования самого предмета заключаемого контракта.
  • Непосредственное несение ответственности со стороны государственного заказчика за весь жизненный цикл удовлетворения своей потребности.

Федеральная контрактная система: круг участников расширяется

Федеральная контрактная система госзакупок включает в себе воздействие на определенные системы. Под распространение действий федеральной контрактной системы подпадают:

  • органы исполнительной власти, уполномоченные на координационные действия в сфере размещения заказа
  • органы, уполномоченные на организацию планирования и надзора за закупками
  • специализированные организации, уполномоченные на осуществление размещения государственного заказа
  • государственный заказчик, участники системы, на удовлетворение нужд которого и размещается заказ
  • банковские организации, уполномоченные на сопровождение исполнения государственных контрактов
  • инжиниринговые компании и общественные организации, осуществляющие независимые экспертные оценки заказов и контрактов
  • операторы информационных ресурсов, обеспечивающие публичный доступ к размещаемым заказам.
  • компании, осуществляющие исполнение контракта, а также привлекаемые в этих целях подрядные и субподрядные организации

Но поскольку федеральная контрактная система, на данный момент, находится только на стадии разработок и не приняла своей окончательной формы, указанные выше этапы и участники могут быть изменены.

Федеральная контрактная система (ФКС)

Федеральная контрактная система госзакупок(ФКС) на данный момент находиться на рассмотрении в правительстве российской федерации во втором чтении, многие специалисты в области государственных и муниципальных закупок считают, что его принятие уже приговоренное дело, и рано или поздно, в этом году или в следующем, его примут, и он придет на смену федеральному закону девяносто четыре, который действует с 2006 года.

Закон достаточно спорный и мнение многих экспертов разделилось на два основных лагеря. Первый лагерь, который придерживается мнения, что не за чем создавать новый закон, к которому заказчики будет привыкать несколько лет и который не гарантирует исполнения тех задач, которые перед ним поставлены, и было бы правильнее откорректировать уже имеющийся закон и перестроить его постепенно, а не рубить на корню, тогда процесс акклиматизации в сфере государственного заказа пройдет более адекватно и равномерно.Другой лагерь поддерживает принятие нового федерального закона о ФКС, они считают, что сфере государственного и муниципального заказа нужна «перезагрузка», так как нынешняя система прогнила и не может, на сегодняшний день, отвечать тем нормам и стандартам, по которым она задумывалась, а Федеральный закон № 94 залатан и зашит уже до невозможности и легче переделать его полностью, чем постоянно ставить на него все новые и новые заплатки.

Здесь очень сложно принять какую-либо точку зрения, так как все зависит не от одного фактора. Мы не будем принимать стороны или одной стороны или другой, и, так все известно, а тем более, на фоне последних громких дел, что система вся прогнила, и, скорее всего, не зависит она от законов, в первую очередь она зависит от соблюдения этих законов и коррумпированности самих чиновников.

По большому счету, нет такого закона, который нельзя было бы обойти, скорее всего, и закон о федеральной контрактной системе станет не исключением в нашей стране, как говориться в поговорке, на одно умного найдется десять еще более умных людей.

Если присмотреться чуть пристальнее к ФКС, которую предлагают наши депутаты, то в ней вы найдете не только наработанный опыт из 94 ФЗ, но в нем перенята доля и зарубежного опыта, тех же самых Соединенных Штатов Америки. Будем надеяться на то, что все-таки нововведение окажется действенным и от него действительно будет прок. .

ФКС: подводим итоги

Подводя краткий итог можно сказать одно: на данный момент нельзя сказать, во что выльется принятие нового закона о закупках, ведь и в свое время №94 закону предрекали светлое будущее, с другой стороны, хочется надеяться, что весь опыт, который имеется, поможет создать четкий, нормативный, и конкретный закон, который поможет не на бумаге, а на деле экономить бюджетные средства заказчиков и станет законом, в котором никто не будет сомневаться. Но не забывайте, что здесь все зависит от множества факторов.