Допустимые способы размещения заказа по ФЗ 223 о закупках

ФЗ 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц«, по своей сути, в сравнении с ФЗ 44, является рамочным, устанавливает только общие принципы проведения закупки и не содержит в себе однозначного решения о способах проведения закупки организации. Компания, работающая по ФЗ 223 о закупках, должна составить и разместить на Официальном сайте РФ для размещения заказов zakupki.gov.ru (далее ООС) свое Положение о закупках и в нем указать все способы, а также порядок проведения торгов и неторговых процедур.

Положение о закупках должно содержать в себе информацию о возможных способах закупок:

  • запрос котировок;
  • аукцион в электронной форме;
  • открытый конкурс;
  • закупка у единственного поставщика / подрядчика /исполнителя (прямая закупка)
  • запрос предложений
  • запрос цен.

В положении о закупках в обязательном порядке должны быть указы торговые способы размещения заказа (п.1 и п.2).

С учетом изложенных положений о закупках в ФЗ 223 каждая закупочная процедура, не зависимо от способа закупки, должна содержать в себе следующий ряд документов закупки:

  • Извещение о закупке;
  • Документация;
  • Проект договора;
  • Изменения;
  • Разъяснения к документации закупки (при наличии запроса);
  • Протоколы.

Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то такая закупка должна быть размещена на ООС и содержать в себе весь пакет документов закупки включая протоколы, если таковые имеются.

Если в положении о закупках указано о возможности проведения заказчиком закрытых закупок, то возможны два варианта их проведения:

1. Закрытая закупка, не публикуемая в открытом доступе и на ООС. Заказчик в праве не публиковать на ООС закрытые закупки:

  • Закупки стоимостью до 100 т.р./500 т.р., в зависимости от оборота компании;
  • Закупки, составляющие государственную тайну;
  • Закупки, определенные решением правительства РФ для отдельной компании в частности или отрасли в целом.

Отнесение заказчиком закупок, содержащих коммерческую тайну компании, не является основанием для не публикации таковых закупок на ООС.

2. Закрытая закупка, к участию в которой допускается ограниченное число участников. Весь пакет документации второго способа размещения закрытой закупки публикуется на ООС, но к процедуре торгов допускается только определенный заказчиком перечень участников.

В ФЗ 223 помимо положения о закупках заказчикам необходимо опубликовать на общероссийском сайте План размещения закупок на год. Для составления статистических сведений о закупках, компании обязаны размещать на ООС два вида отчетных сведений - это ежемесячный и полугодовой отчет. Ежемесячный отчет, как правило, публикуется не позднее 10-го числа месяца следующего отчетному периоду.

Полугодовой отчет составляется по форме «1-закупки», утвержденный основаниям двух приказов: № 525 от 30.12.2011 используется, включая первое полугодие 2013 года; № 473 от 30.08.2012 предоставляются данные со второго полугодия 2013. Данный вид отчетности направляется в Росстат.

Положение о закупках - спасательный круг недобросовестных заказчиков

223 Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц« установил необходимость открытого доступа к информации при осуществлении закупок государственным корпорациями, государственным компаниями, унитарными предприятиями, субъектами естественных монополий и рядом других видов юридических лиц, обозначенных в законе. Для всех перечисленных компаний, осуществляющих размещение заказа в рамках 223 ФЗ для приобретения товаров работ услуг теперь необходимо проводить публичные закупки, торги в форме аукциона, конкурсы или иные способы закупки, указанные в положении о закупках. Тем самым, для их потенциальных поставщиков создаются равные стартовые условия участия в торгах.

Положение о закупках определяет регламент работы заказчика при отборе участников, определяет требования к таким участникам и определяет способы этих закупок. Положение о закупках может быть утверждено: у государственных компаний и государственных корпораций - высшим органом управления; у муниципального унитарного предприятия (МУП), а также у государственного унитарного предприятия (ГУП) - руководителем; у автономного учреждения - наблюдательным советом; у акционерного общества (ОАО, ЗАО) - коллегиальным исполнительным органом или советом директоров; у хозяйственного общества – собранием акционеров.

ФЗ 223 о закупках комментарии экспертов: в сравнении с ФЗ 44, это «манна небесная». Заказчику дано право самостоятельно разработать положение о закупках, удовлетворяющее потребности исключительно своей компании, при этом заказчик не ограничен в выборе способа размещения заказа, сроках проведения иных форм закупки и верхней ценовой планки закупок у единственного поставщика, что жестко регламентировалось в ФЗ 44.

Андрей Цариковский, заместитель руководителя ФАС (Федеральной антимонопольной службы) РФ, прокомментировал, что в данный момент 223 ФЗ, в текущей редакции, скорее, является "декларацией о намерениях" и не регламентирует способы закупки, а лишь обязывает публиковать планы их проведения. Также, по его словам, чрезмерная свобода, данная для составления Положения о закупках, может противоречить статьям закона о защите конкуренции. В качестве примера он обозначил факт указания заказчиком в положении о закупке возможность выставления крайне малого срока приема заявок. «Рядовой» участник, не знающий заранее о проведении данной закупки, в столь ограниченные сроки, не сможет несколько найти данную закупку, сколько не успеет, просчитать возможное ценовое предложение, составить и послать заявку на участие в торгах. В связи с этими фактами антимонопольная служба планирует разработать предложения о расширении сферы применения закона о закупках для государственных компании и естественных монополий. А в настоящий момент к недобросовестным заказчикам применяются нормы 135 ФЗ «О защите конкуренции», который, в свою очередь, позволяет держать под контролем сферу деятельности государственного заказа.